понедельник, 12 июля 2010
Автор статьи: Вадим Григорьев. (2.10.2005)
Оригинал
тут(Продолжение)После “Кризиса” в миф Супермена были внесены существенные изменения, и одно из главных и наиболее спорных касалось Лекса Лютора: из гениального преступного ученого он превратился в аморального властолюбивого магната.

С одной стороны, такое решение привело к тому, что сложность характера, которой персонаж мог похвастать в Серебряном Веке, и уникальность его отношений с архи-врагом были напрочь забыты.
С другой стороны, придумывать свежие сюжеты на тему “Лютор изобретает” было уже попросту невозможно.
Лекс-капиталист был намного более однозначным и безжалостным злодеем, чем его предшественник. Идея о нем принадлежала Марву Волфману, а воплотил ее Джон Бирн в своей знаменитой мини-серии “Стальной человек” (1986).
Интересно, что здесь, как и в своих самых ранних историях 1940 г., Лютор был нарисован с рыжими волосами, хотя вскоре художники вновь вернулись к лысому варианту.
Читать дальше В “Стальном человеке. № 4” (ноябрь 1986 г.) Лекс представлен как второй или третий из богатейших людей планеты. До этого он год отсутствовал в Метрополисе, путешествуя по миру.
Пригласив на вечеринку на своей яхте в числе прочей публики репортеров Кларка Кента и Лоис Лейн (за которой он без особого успеха пытался ухаживать), Лютор изображал радушного хозяина, пока яхту не захватили террористы.
Супермен быстро остановил их, после чего Лекс вручил новому знакомому чек на 25 000 долларов и проинформировал, что отныне он работает на него.
Он также пояснил, что его служба безопасности могла легко взять контроль над ситуацией в любую минуту, так как о нападении им стало известно заранее, но он велел своим агентам не вмешиваться, желая понаблюдать за Суперменом в действии.
Криптонианин отверг щедрое предложение и обвинил Лютора в том, что он без всякой необходимости подверг опасности жизни невинных людей.
Мэр, бывший среди гостей, разделил его негодование и велел герою арестовать магната.
Лекс был уверен, что никто не посмеет арестовать его, самого могущественного человека в Метрополисе. “Поправка - теперь ты второй из самых могущественных людей в Метрополисе”, - съязвил мэр.
Лекс Лютор не привык быть вторым, к тому же он был доставлен в участок, как обычный преступник.
Естественно, благодаря адвокатам он был тут же освобожден, но его эго получило сокрушительный удар. Встретив Супермена без свидетелей, Лекс открыто сообщил врагу, что когда он станет покойником - вопрос времени.
Лютор запустил целую серию покушений на героя, причем его причастность к ним доказать было невозможно.
Например, когда криптонианина атаковал сотрудник компании Лютора “Лекскорп” в бронированном костюме, созданном этой же компанией (и напоминающем боевую броню Лекса до “Кризиса”), выяснилось, что костюм был украден, а сотрудник уволен несколько недель назад. К тому же человек не знал о побочных эффектах костюма и, пробыв в нем час, превратился в овощ.
Весь этот инцидент был лишь способом заманить защитника добра в “Лекскорп”, где тайно просканировали его молекулярную структуру.
Решив во что бы то ни стало получить своего Супермена, Лютор приказал склонировать его, но аппарат не был рассчитан на внеземных существ и выдал далекую от совершенства копию - Бизарро. Недовольный Лекс вышвырнул клона и создавшего его ученого за ворота (“Стальной человек. № 5”; декабрь 1986 г.).
Когда Супермена атаковал Металло, киборг с криптонитовым сердцем, Лютор приказал своим агентам остановить монстра и доставить его к нему (поскольку только он имеет право убить летуна).
Так магнат узнал, что является ахиллесовой пятой его архи-врага. Он изъял криптонит, чтобы использовать его в своих целях.
Проведя компьютерный анализ, Аманда Маккой, одна из сотрудниц “Лекскорпа”, вычислила, что Супермен - Кларк Кент, но Лекс ей просто не поверил, приказав стереть эту информацию из всех компьютеров (“Супермен. №№ 1-2”; январь-февраль 1987 г.).
Теперь самое время вернуться к ранним годам Лютора и рассказать о его восхождении к богатству и власти, изложенном в целом ряде флэшбэков из разных выпусков и отдельных историй, таких, как “Лекс Лютор: Неавторизированная биография” (1989). Вот уж действительно американская мечта!
Люторы были в числе первых европейских семей, которые основали маленькую колонию, в один прекрасный день ставшую Метрополисом.
В 1840-х и 1850-х гг. Эдна Лютор была одной из известнейших женщин города и сильнейших защитниц гражданских прав иммигрантов.
Следующие 50 лет семейство Люторов было неотъемлемой частью высшего класса Метрополиса. Когда Штаты вступили в Первую мировую войну, пацифиста Уолласа Лютора убедили помочь американской армии сталью. Но Великая депрессия оставила Люторов без гроша, и Уоллас был убежден, что это расплата за предательство его пацифистских убеждений.
Люторы вынуждены были поселиться в трущобах залива Хобба.
Юный Лекс был, само собой, гением.
Это отмечали все его учителя, но вместе с тем он рос жестокой и беспощадной личностью. К примеру, чтобы защититься от школьных хулиганов, он нанимал местных головорезов.
Его лучшим другом был Перри Уайт, хотя преподаватели не понимали, что между ними может быть общего.
Лекс рос, слушая жалобы на жизнь Уолласа, и искренне ненавидел родителей. Он поставил себе цель вернуть славу Люторов, заставив мир забыть об их крахе.
В 13 лет он подделал отцовскую подпись на страховом полисе и заплатил механику, чтобы покопаться в семейном автомобиле.
Вскоре его родители погибли в автомобильной катастрофе, и Лекс получил 300 000 долларов страховки.
Уже в те годы он был связан с одной из банд и участвовал в криминальной деятельности. Однако он был еще слишком молод и был отдан приемным родителям - Кейси и Илейн Григгсам.
Лютор вскоре убедился, что они даже хуже, чем его настоящие родители: для Григгсов приемные дети были лишь источником доходов.
Приемная дочь Григгсов по имени Лена стала первой любовью юного Лекса. Но судьба была жестокой к будущему мегаломаньяку.
Пока Лютор и Перри Уайт играли в футбол, Григгс нашел чековую книжку Лекса. Он попытался заставить Лену хитростью добыть деньги у Лекса, но девушка отказалась. В ярости Григгс убил ее, сбросив с лестницы.
Он был отправлен в тюрьму, но единственный шанс на честную жизнь для Лютора был перечеркнут. (Впоследствии Лекс-магнат нанял Григгса, чтобы убить мэра Метрополиса, а затем прикончил его (в 1998 г. в “Супермене. № 131”). Поэтическая справедливость по-люторовски.)
С тех пор Лекс кочевал от одних приемных родителей к другим. В конце концов он попросту начал платить актерам, чтобы они изображали его приемных родителей, и таким образом избавился от опеки государства.
Именно в эти годы Лютор начал строить свою преступную империю. Сначала он изобрел новые мощные сорта наркотиков и продал их мафии за два миллиона долларов. Это, как и его талант изобретать оружие массового поражения, привлекли внимание картеля, могущественного синдиката, заправлявшего всей преступной деятельностью в Метрополисе.
Лидер картеля Ванг Фонг взял Лекса под свое крыло и заплатил за его образование.
Для обучения одновременно на инженера и бизнесмена Лютору хватило три года. В Метрополис он вернулся с идеями модернизации картеля и одновременно начал вкладывать деньги во вполне законные бизнесы.
Его первым по-настоящему крупным достижением стал государственный заказ на революционный реактивный истребитель Лексвинг. Картель не возражал, видя в Лексе идеальное легальное прикрытие.
В 21 год Лютор стал известен всему миру как конструктор Лексвинга, лично поучаствовав в его пробном безостановочном полете из Метрополиса в Сидней. Став самым известным авиатором со времен Говарда Хьюза, он приступил к созданию собственной компании “Лекскорп”.
Тогда-то и проявились его способности бизнесмена.
Лекс скупал самые разнообразные легальные бизнесы и создавал обширные сети фиктивных корпораций, чтобы скрыть свою менее законную деятельность.
Он также взял себе за правило знать все о своих деловых конкурентах, в особенности все об их грязных секретах.
Шантаж стал его главным оружием в борьбе за место под солнцем: те, кто отказывались подчиниться, погибали при загадочных обстоятельствах или вязли в судебных процессах, пока Лютор получал самые выгодные государственные контракты.
“Лекскорп”, начавшая свою деятельность с офиса в здании “Дейли Планет”, вскоре заняла целую башню-небоскреб.
Тогда Лекс привел в действие последнюю часть своего плана, организовав покушения на Ванг Фонга и прочих лидеров картеля.
Через шесть месяцев синдикат был раздавлен, а “Лекскорп” восстал из праха как еще более могущественная империя. С тех пор в Метрополисе не было криминальной деятельности, о которой не знал бы Лекс Лютор.
Лютор был абсолютным хозяином Метрополиса.
Он строил город, выбирал мэра и прямо или косвенно эксплуатировал более двух третей населения.
В его распоряжении была личная служба безопасности, могущая посоперничать с любой армией, и мощнейшая машина масс-медиа.
Он был женат семь раз.
Он мог делать все, что угодно, оставаясь чистым в глазах общественности.
Он брал все, что ему нужно, не считаясь ни с кем.
Он не пощадил и своего друга Перри Уайта, редактора “Дейли Планет”: пока Перри был за границей, Лекс завел роман с его девушкой Элис. После возвращения Уайта Элис стала его женой, и все же их сын оказался в конце концов сыном Лютора.
Именно так обстояли дела, когда в жизнь самого могущественного человека в Метрополисе вторгся летающий пришелец с Криптона.
Это была бы более-менее полная биография лысого капиталиста, если бы в новом тысячелетии DC не решила еще раз подкорректировать его ранние годы.
Очень уж сильно в них не хватало дружеских “предкризисных” отношений с Кларком-Супербоем, особенно если учесть, что эта тема с большим успехом разрабатывалась в популярном телесериале “Смолвилль”.
Поэтому, согласно новой версии, изложенной в мини-серии из 12 выпусков “Супермен: Право первородства” (2003-2004) автора Марка Уэйда и художника Лейнила Ф. Ю, юный Лекс не мог не появиться в Смолвилле и не познакомиться там с Кларком, что, естественно, сильно противоречило начатой Бирном истории их “послекризисных” отношений. В итоге получилось следующее.(Продолжение следует)
@темы:
Лекс Лютер,
О Лексе. Статья Вадима Григорьева
И не говори! Сама балдею.